Итоги ХIV Всероссийского конкурса по историко-церковному краеведению

14 мая завершил свою работу очный тур ХIV  Всероссийкого конкурса       по историко-церковному краеведению

Несмотря на многочисленные препятствия ХIV Всероссийский конкурс состоялся в традиционном очном формате. Эксперты и участники смогли встретиться для представления и обсуждения работ. Вновь удалось погрузиться в атмосферу научной дискуссии, обмена опытом, плодотворного взаимного общения. Защита исследовательских и проектных работ состоялась в первый день работы Конкурса в традиционном стендовом формате по трем секциям – «Нравственный идеал и православные традиции России», «Святыни в русской православной культуре», «Проектные работы по историко-церковному краеведению».

Всем юным участникам пришлось отвечать на множество вопросов не только экспертов Конкурса, но и своих «коллег», авторов работ других секций. Особенностью защиты этого года стала активная работа Юношеской экспертной комиссии, для которой организаторами были разработаны специальные критерии оценки работ. Членом этой экспертной комиссии довелось стать каждому участнику. Творческая живая атмосфера дала возможность всем без исключения познакомиться с работами друг друга, сопереживать своим сверстникам из разных уголков нашей страны. По отзывам участников, подобный формат сблизил ребят и помог им более качественно выстроить свою защиту.

Программа первого дня завершилась насыщенной работой руководителей на Методическом семинаре. В этом году организаторы обратились к теме Гражданской науки, активно набирающей силу в наши дни.  Для нас важно, что Гражданская наука является одним из подходов к неформальному научному образованию, и даже школьники в качестве волонтеров могут стать участниками научных исследований и социально значимых исследовательских проектов. Руководители получили представление об этой новой форме образования, познакомились с конкретными примерами проектов в формате Гражданской науки. На методическом семинаре прозвучали доклады:

1. Смирнов И. А. Кандидат биологических наук. «Учитель года России» 2017. Что такое Гражданская наука?

2. Харитонова Ю. А. Примеры проектов в формате гражданской науки.

3. Гарькавый И. В. Директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово». Представление проекта «Архив воспоминаний «Русское Православие в XX веке».   ZOOM

4. Межуева О. В. Историк-генеалог. Представитель команды проекта ГенЭкспо. Как вовлечь детей в исследование?

5. Свешникова Н. В. Заслуженный учитель РФ. Проект «Электронная энциклопедия истории и культуры русских сел и деревень»

Важной частью программы Конкурса стало участие детей и их наставников в практическом полевом исследовании, посвященном 80-летию со дня начала Великой Отечественной войны. Юные исследователи были включены в активную деятельность, став участниками небольшой полевой экспедиции. Они были разбиты на две группы, каждая из которых прошла по своему маршруту, охватив несколько сел на последнем рубеже обороны Москвы под Звенигородом – Палицы, Аксиньино, Козино, Саввинская слобода, Ершово. Участники должны были охарактеризовать увиденные памятники и братские захоронения, сами сформулировать исследовательские задачи, возможные темы исследовательских работ и тему проекта, основанного на этом исследовании.

Например, исследование фамилий односельчан на памятнике наводит на очень серьезную проблему изучения семейной истории. Если к такой деятельности подключить потомков этих семей, создавать разные сообщества единомышленников, тогда перед нами будет серьезный проект. Темами для исследования на основе материалов этого небольшого экспедиционного маршрута могли стать – боевой путь и история гибели человека, бытование традиции поклонения павшим, жизнь памятника на братской могиле советских воинов, реконструкция боя у дер. Палицы и история братского захоронения.

Работа с памятниками очень сплотила детей из разных мест. Они рассуждали, задавали себе вопросы и искали на них ответы. Так возник очень интересный разговор о том, как меняется традиция, среди типичных памятников советского времени появляются кресты, иконы, которые свидетельствуют о поминании духовном. Полевое исследование под Звенигородом инициировало воспоминания о памятниках их родных мест, из которых в свою очередь рождались предложения о том, что можно сделать, как можно организовать группу школьников, которые могли бы сохранять традицию памяти. Это ли ни пример возможного проекта в формате гражданской науки?!

Участники из Сибири (Иркутск, Якутия) не могли не заметить того, обстоятельства, что окончательно переломили ход Битвы за Москву сибирские дивизии. Как важно было детям услышать слова: «У нас не было боев и нет братских могил, но наши земляки здесь лежат!»

Кульминацией этого дня стал Крестный ход по последнему рубежу обороны Москвы и панихида у памятного креста на Скоковом поле, где проходили ожесточенные бои. Именно здесь ценой многих тысяч жизней были остановлены немецкие войска. Дети имели возможность увидеть и осознать какое количество людей погибло, какая огромная жертва была принесена нашим народом ради будущего. Это наталкивает на духовное переосмысление событий, отношение к войне как к величайшей трагедии и величайшей победе духа.

На этапе подготовки отчетов группы смогли обсудить между собой результаты полевых исследований и представить достойный отчет, который после прохода по местам боев был насыщен еще и эмоционально.

 

ЛАУРЕАТЫ ХIV ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ЮНОШЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ПО ИСТОРИКО-ЦЕРКОВНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

_____________________________________________________________________________

Секция 1. Нравственный идеал и православные традиции России

Любова Ольга

21010 Деятельность Островлянского церковно-приходского попечительства Архангельской губернии Пустошинско-Амосовской волости с 1894 по 1918 годы  (деятельность Островлянского церковно-приходского попечительства).            

Руководитель – Гроссу Светлана Михайловна

Архангельская область


Пермяков Андрей

21016  Потомки сельского дьякона… (Социальный портрет приходского духовенства XVIII – XIX вв. на примере династии Романовых из села Адышева по документам ЦГАКО).

Руководители – Гончарова Елена Леонидовна, Фокина Ольга Леонидовна

Кировская область


Стародубцев Иван, Стародубцев Федор

21036  Как мы нашли деда. Поиск погибших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны родственников с помощью архивов Министерства обороны РФ

Руководитель – Харитонова Елена Вячеславовна

_______________________________________________________________

Секция 2. Святыни в русской православной культуре

Пастухов Никита

21040  Пути духовного возрождения России: возвращение православных святынь в казанский кафедральный собор города Людиново

Руководитель – Клестова Ольга Сергеевна

Калужская область


Шерстова Анастасия

21042  К 150-летию Якутской епархии. История становления Нерюнгринского православного прихода     

Руководитель – Базаров Сергей Очирович

Республика Саха (Якутия)


Фильчук Анастасия

21054  Не позволим забыть! История Бельской Сретенской церкви

Руководитель – Бедушвиль Светлана Николаевна

Иркутская область


Симак Матвей

21055  На алексинской земле был монастырь...

Руководитель – Ихер Татьяна Петровна

Тульская область

__________________________________________________________________

Секция 3. Проектные работы по историко-церковному краеведению

Хомулло Александр, Заикина София

21069  Создание фильма «По стопам преподобноисповедника Сергия Сребрянского: путешествие в пространстве и времени»

Руководители – Горелова Светлана Вячеславовна, Дражба Валентин Владиславович

Г. Воронеж


Монахова Мария

21076  Дневники Великой княгини Ксении Александровны

Руководитель – Крючков Максим Николаевич

Московская область


II тур Конкурса продолжил свою работу 19 мая в формате он-лайн защиты

ЛАУРЕАТЫ ДИСТАНЦИОННОЙ СЕССИИ

Большакова Наталья

21057  Историяцеркви Флора и Лавра села Зикеева

Руководитель – Семенова Ольга Васильевна

Калужская область



Егорова Татьяна

21032  Мир Саратовского подростка 1940-х годов и его отношение к войне (по дневнику Станислава Добролюбова)

Руководитель – Девятайкина Нина ивановна
г. Саратов

Лауреаты ХIV Всроссийского конкурса по историко-церковному краеведению опубликованы на сайте Конкурса им. В. И. Вернадского
https://vernadsky.info/archive/2020_2021/local_history_laureats/

Оргкомитет Конкурса:          8-903-172-50-99;   8-916-391-56-45

                                              
                                                       xiiikonkurs@gmail.com


 









Возврат к списку