Краткие рекомендации по написанию исследовательских работ

Научно-исследовательский подход к изучению любого явления имеет определенные черты, принятые в научном мире.

Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования. Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем он написан. С этим часто приходится сталкиваться в художественных произведениях, где композиция романа или рассказа является предметом авторского замысла и развязка, объясняющая цель написания текста, наступает только в конце. В исследовательских работах это не так. Структура исследовательской работы должна соответствовать определенным правилам, от которых нельзя отступать.

Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений (например: проанализировать, почему и как сохранилась религиозная традиция села; проследить историю появления иконы в школьном музее; определить, какое место в жизни односельчан занимает образ святого Николая Чудотворца).

В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели — не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например: собрать и систематизировать материал; проследить историю храма за определенный период; выявить народные предания; проанализировать информацию о местных подвижниках благочестия; проанализировать неопубликованные источники и т. д.).

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед».

Необходимо указать в работе методы, или способы получения информации. В нашем случае это чаще всего: беседа с очевидцами событий, анализ литературы, анализ неопубликованных источников, метод сравнительного анализа, метод включенного наблюдения и др. Докладчику необходимо отдавать себе отчет в границах применимости методики.

Завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку,
излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе
исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.





Возврат к списку