XIII Всероссийский краеведческий конкурс

Afisha_2019_2.JPG

Приглашаем принять участие в Конкурсе!

Детский социально-культурный центр «Вестники» объявляет

ХIII Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению.

Наш Конкурс проходит в рамках Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.

Конкурс включен в «Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов... на 2019/20 учебный год»

Конкурс проводится в 2 тура. Работы, присланные на I тур, получают рецензию квалифицированного специалиста. Авторы работ, получившие положительную рецензию, со своими руководителями приглашаются на 2 очный тур, который состоится в Москве в мае 2020 г.

Положение о ХIII Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению

1. Общие положения

               Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению (далее – Конкурс) является дистанционно-очной образовательной формой организации исследовательской и проектной деятельности подрастающего поколения, который проходит в рамках Программы деятельности МОД «Исследователь» на 2017-2020 гг. «Поддержка развития научно-практического образования в регионах РФ» и Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.

               Конкурс включен в «Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2019/20 учебный год» (Приказ Минпросвещения России от 24.07.2019 N 390).

               В настоящее время ведется активная работа по изучению отечественного культурного наследия, особое внимание при этом уделяется краеведению. Восстановление, сохранение и развитие лучших культурных традиций – одна из задач изучения региональной истории, занимающая все более важное место в образовательных программах. Темы, связанные с историей Церкви, православной веры, судьбами ее служителей и подвижников, нравственным духовным поиском и нравственным выбором человека все больше привлекает внимание юных авторов и их руководителей.

               Конкурс рассматривает исследовательские, проектно-исследовательские работы школьников, проекты-результаты активной практической деятельности автора или коллектива авторов в области регионального и историко-церковного краеведения.

               Конкурс призван:

  • консолидировать творческие поиски педагогов, использующих широкий спектр разных видов просветительской деятельности по погружению детей и подростков в отечественное историко-культурное наследие.

  • поднять на более высокий уровень краеведческие исследования истории храмов, изучение духовного, историко-культурного и биографически-мемориального наследия представителей русской культуры, новомучеников и исповедников ХХ столетия.

  • обозначить новые педагогические перспективы в таких формах работы с детьми, как экспедиционный туризм, волонтерская помощь в восстановлении храмов и местных святынь, миссионерские и паломнические поездки, создание мемориальных досок, памятников, поклонных крестов и пр.

               Возраст и статус участников

               В Конкурсе могут принять участие школьники и учащиеся колледжей (от 13 до 18 лет), а также авторские группы.

               Цели Конкурса:

·         Духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников на основе их реальной деятельности, связанной с освоением отечественного историко-культурного наследия.

·         Активизация самостоятельной исследовательской и практической деятельности в области регионального краеведения, изучения истории Церкви, духовенства, жизни и подвига новомучеников, их духовного наследия.   

               Задачи Конкурса:

  1. Формирование и развитие представлений школьников об отечественном историко-культурном и научном наследии.
  2. Приобщение школьников к отечественным историко-культурным традициям, достижениям российской научной школы.
  3. Развитие познавательной активности учащихся в изучении истории Церкви и Государства Российского на базе архивных, опубликованных и неопубликованных источников.
  4. Воспитание патриотизма, гражданственности, нравственных ориентиров личности на базе историко-документального наследия России.
  5. Наполнение духовно-нравственным и поисково-исследовательским смыслом экспедиционно-туристических форм работы с детьми.
  6. Анализ и распространение опыта учебно-исследовательской и методической работы по освоению отечественного историко-культурного и научного наследия.
  7. Выявление и анализ духовно-нравственных поисков подрастающего поколения.

2. Руководство Конкурсом

               Учредителями Конкурса являются:

  • Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь».
  • Образовательный портал «Слово».
  • Детское православное движение «Вестники».
  • Научный православный журнал «Традиции и современность».
  • Институт этнологии и антропологии РАН.
  • Московское общество историков и архивистов.
  • Храм Петра и Павла на Новой Басманной (г. Москва).

               Проведением Конкурса руководит Оргкомитет, включающий в себя представителей учредителей Конкурса. Для организации экспертизы работ Оргкомитет формирует Экспертный совет, в который привлекаются опытные специалисты.

3. Порядок участия в Конкурсе

  Конкурс проводится в 2 тура:

I тур – заочный. Декабрь 2019 года – 10 марта 2020 года. Экспертиза представленных на Конкурс работ проводится в марте-апреле 2019 года.

II тур – очный. 15-16 мая (сроки могут быть уточнены) 2020 года. На второй тур участники приглашаются по результатам первого.

               На Конкурс принимаются работы исследовательского и проектного характера, отражающие реальную деятельность автора(ов), связанную с:

  • изучением истории храма, прихода, православной семьи;
  • изучением православных духовных традиций и их современного состояния, современных духовных поисков;
  • возрождением храма или монастыря, местных церковных святынь и традиций, установлением памятных и поклонных крестов;
  • изучением жизни и подвига святых, новомучеников, исповедников и подвижников Русской Православной Церкви, их духовного наследия, созданием мемориальных досок, памятников, поклонных крестов в местах их служения, страдания, погребения, присвоением наименований в их честь улиц, площадей, бульваров и пр.
  • осмыслением опыта миссионерских и паломнических поездок;
  • изучением духовного пути русских ученых, государственных деятелей, творческих личностей, чье духовное становление и служение на избранном поприще укрепляло русские православные традиции;
  • изучением социальной роли Русской Православной Церкви в истории России (русская благотворительность, социальное служение, устройство богаделен, детских приютов, больниц, попечение об обездоленных, дела милосердия и помощи ближнему и др.)
  • изучением формирования и содержания православного мировосприятия на основе междисциплинарного подхода (на стыке наук: география, история, филология, археология, религиоведение и др.).
  • изучением деятельности монастырей в прошлом и настоящем, их роли в формировании государственности, культуры и национального самосознания народа России;
  • изучением истории, в том числе отдельных эпизодов, героев Русско-японской, Первой мировой, Великой Отечественной войн; осмыслением роли тружеников тыла и вклада простых людей в Победу над врагом; поиском следов прошедших войн в наши дни; изучением судеб наших соотечественников эпохи войн; военной повседневности; отражением военной тематики в искусстве.

               Тематика присланных на Конкурс работ не должна противоречить христианскому мировоззрению. К рассмотрению не принимаются работы реферативного характера.

4. Основные направления Конкурса

1.    Исследовательское:

Историко-краеведческие, социологические исследования, самостоятельные работы, выполненные на основе первоисточников (архивных, опубликованных, неопубликованных) и оригинальных материалов с помощью корректной научной методики.

2.      Проектное:

Представление итогов реставрационной, экскурсионной, паломнической, просветительской, миссионерской деятельности, социального служения и др.

3.      Проектно-исследовательское:

Работы проектно-исследовательского характера, включающие в себя элемент исследования как способа достижения результата (буклет, брошюра, макет, видеофильм, маршрут экскурсий и пр.).

Рекомендации для написания исследовательских работ     См. Приложение 1.

Рекомендации по написанию проектных работ       См. Приложение 2.

Основная форма представления работ на очном туре – стендовый доклад.

           Требования к стендовому докладу

  1. Построение и оформление стендового материала должны отражать цели и задачи работы, методы исследования, ход исследования, полученные результаты и выводы.
  2. Участник очного тура Конкурса должен в течение 5 минут сделать обзор стендового материала по ключевым вопросам темы, а затем ответить на вопросы экспертов.
  3. Участник должен уметь анализировать этапы работы, ее итоги и перспективы.

Для доклада участникам предоставляется индивидуальный щит и в случае необходимости столик для размещения дополнительных материалов.

               Оформление стенда см. на сайте http://vernadsky.info/info/to_participants/stand_prepare/

               При оценке работ обращается внимание на следующее:

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам;
  • наличие обзора использованной литературы, архивных источников или устных свидетельств;
  • корректность методов исследования и проектирования;
  • логичность изложения, владение материалом, умение работать с источниками;
  • соответствие итогов поставленным целям и задачам:
  • обозначение авторской позиции;
  • наличие и культура оформления иллюстративного материала;
  • уровень речевой культуры.

Для участия в Конкурсе до 10 марта 2020 г. необходимо:

  • Заполнить регистрационную форму: http://goo.gl/forms/52i9Jf5BSx
  • Текст исследовательской работы, описание проекта и результат проекта (если его возможно прислать в электронном виде) и все необходимые приложения должны быть доступны по ссылке, указанной в регистрационной форме. Архив размещается на файлообменнике, например на Яндекс.диске или в Dropbox. Инструкции по размещению файлов можно посмотреть по следующим ссылкам:

http://youtu.be/mqiy6VQMKF0

http://youtu.be/yhtydsrGP20

Объем текста исследовательской работы – 15-20 страниц, описание проекта – 5-10 страниц. Шрифт - 14 пт., инт-л 1.5.

Для видеопроектов (помимо описания проекта) смонтированный фильм продолжительностью не более 10 мин. (видеоматериалы принимаются в форматах: mp4, avi и dvd-video);

4. Подведение итогов

               Итоги I тура Конкурса подводятся до 20 апреля 2020 г. Экспертным советом. Каждая работа получает рецензию, которая направляется автору.

               Авторы наиболее интересных работ, получивших положительную рецензию, со своими руководителями приглашаются на II тур в мае 2020 г.

               Победители II тура Конкурса награждаются дипломами и памятными подарками.

               Наиболее интересные работы публикуются на сайте Детского социально-культурного центра «Вестники».

Методические рекомендации для руководителей – см. Приложение 3, 4, 5


Оргкомитет Конкурса:          8-903-172-50-99;     8-916-391-56-45     yukharitonova@yandex.ru


Файлы для загрузки:
Prilozhenije 1.doc
Prilozhenije 2.doc
Приложение 3. Методические рекомендации руководителям учебно-исследовательских работ.doc
Приложение 4. Методика проектов.doc
Приложение 5. Рекомендации по выявлению и использованию архивных документов.doc