Правила дорожного движения для велосипедистов

Общие положения:

   Велосипед определяется как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём» (ПДД 1.2). Велосипедист, согласно Правилам, квалифицируется как водитель велосипеда. 
  Велосипед является транспортным средством, но не является «механическим транспортным средством». Поэтому, если в ПДД написано «транспортное средство», то это относится и к велосипедам, а если написано «механическое транспортное средство», то это к велосипедам не относится. 
   Если человек не едет на велосипеде, а ведёт его, то он считается пешеходом, а не велосипедистом (ПДД 1.2). При этом в Правилах оговаривается только одно отличие спешившегося велосипедиста от пешехода: согласно п. 4.1 ПДД «Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств», но «Лица… ведущие велосипед должны следовать по ходу движения транспортных средств». 
   Управлять велосипедом при перемещении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (ПДД 24.1). 
   Электровелосипеды согласно государственному стандарту по классификации транспортных средств являются мопедами, ввиду чего на них распространяются соответствующие возрастные ограничения, устанавливающие минимальный возраст для управления мопедом, равный 16 годам (ПДД 24.1). Также, водитель электровелосипеда должен быть одет в застёгнутый мотошлем (ПДД 24.3), а с конца 2013 года ему необходимо будет иметь водительское удостоверение категории М или любой другой категории. 

  Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).

Технические требования:

   Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой белого цвета, которые должны быть зажжены во время движения постоянно, сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета. (ПДД 2.3.1 и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п. 6.

   Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления (ПДД 2.3.1). Наличие зеркала на руле правилами не требуется, но при движении по автомобильным дорогам крайне рекомендуется.

Движение:

   Движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено (ПДД 9.9).

   Велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке (ПДД 24.3), а при её отсутствии — по проезжей части «только в один ряд возможно правее». Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам (ПДД 24.2). 
   Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80—100 м. (ПДД 24.2).

Запреты:

 Водителям велосипеда запрещается:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой (ПДД 24.3);
  • перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками (ПДД 24.3);
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению (ПДД 24.3);
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки (ПДД 24.3);
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (ПДД 24.3);
  • двигаться по автомагистралям (ПДД 16.1);
  • двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря («Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п. 6);
  • буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом (ПДД 24.3).

 Кроме этого, водителям велосипеда, как и водителям других транспортных средств, запрещается (ПДД 2.7):

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передавать управление велосипедом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также не достигшим 14 лет;
  • пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
  • употреблять одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Проезд перекрёстков:

   На перекрёстках действуют обычные правила приоритета (ПДД п. 13 и др.). Так, автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипеду, двигающемуся по главной (ПДД 13.9—13.10). На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого нет помехи справа (ПДД 13.11), то есть на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту. Стоит помнить, что в условиях отсутствия знака 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» и знаков приоритета иногда возникает ситуация, когда тип конкретного перекрёстка водителю установить не представляется возможным. В такой ситуации водитель должен считать, что двигается по второстепенной дороге (ПДД 13.13). 
   На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по этой дороге (ПДД 24.4). 
   На регулируемых перекрёстках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров (ПДД 6.5), а при их отсутствии — сигналам обычных транспортных светофоров (не пешеходных). 
   Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, пересекающего по велосипедной дорожке проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, согласно п. 13.1 ПДД. Также автомобиль должен уступать дорогу велосипедистам при съезде с дороги на прилегающую территорию (ПДД 8.3). 
   Поскольку левый поворот при многополосном движении и движении по дорогам с трамвайными путями велосипедисту запрещен, в том числе и на перекрестках (ПДД 24.3), для осуществления левого поворота на таких дорогах нужно: 
проехать перекресток прямо, развернуться (на 90° налево) в правом ряду пересекаемой дороги, и по разрешающему сигналу светофора вновь проехать перекресток прямо; или слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу. 
   Велосипедист, доехав до конца «Т» образного перекрестка может повернуть налево (подобно проезду обычного перекрестка), не создавая помех другим транспортным средствам. 
   При поворотах следует учитывать также п. 8.6 правил: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.»

Проезд пешеходных переходов:

   На регулируемых пешеходных переходах велосипедисты должны подчиняться сигналам велосипедных или общетранспортных светофоров, а также регулировщиков (ПДД п. 6). 
   На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и все прочие водители, должны уступать дорогу пешеходам (ПДД 14.1). Также следует уступать дорогу пешеходам, идущим к остановившемуся на остановке трамваю или от него (со стороны дверей), если трамвайные пути идут по проезжей части (ПДД 14.6) 
   Велосипедистам не разрешается разворачиваться на пешеходном переходе (ПДД 8.11); в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход. 
   На пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними запрещены остановка и стоянка (Правила дорожного движения 12.4).

Сигналы, подаваемые велосипедистом:

   Для обозначения маневра Правилами предусмотрены следующие знаки (ПДД 8.1-8.2): 
   Остановка: поднятая вверх рука (любая). 
   Поворот или перестроение направо:вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая. 
   Поворот или перестроение налево:вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая. 
 Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука), так как они рассчитаны на автомобилистов. 
 Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы механического транспортного средства. 
  При езде в группе используется еще один знак, предназначенный не для автомобилистов, а для велотуристов, едущих за вами. 
  Ямы справа: опущенная вниз правая рука. 
  Ямы слева: опущенная вниз левая рука. 
  Знаки первым подает ведущий, члены группы их немедленно повторяют. Не стоит дожидаться, пока вы проедете или увидите яму, надо подавать знак немедленно за следующим перед вами велотуристом. Ведущий (или одиночный велосипедист) должен подавать знаки заблаговременно, чтобы группа и автомобилисты успели среагировать (Правила дорожного движения 8.2).

Оба участника движения сигнализирут о повороте направо





Оба участника движения сигнализируют о повороте направо




велосипед готовый к походу полностью снаряжённый
Велосипед полностью оборудованный к походу


Правила движения в группе велосипедистов:

1. Соблюдай дистанцию! Особенно до едущего перед тобой. Всегда следи за обстановкой 
впереди себя. 
2. Двигайся прямолинейно! Не виляй в стороны и не перемещайся внутри колонны. Если хочешь ехать рядом с другом (подругой, мамой и т.д.) становись рядом с ним еще на старте. 

3. Двигайся там, где все! Если движение проходит по проезжей части – не выскакивай на тротуар, если колонна движется по тротуару – тебе нечего делать на проезжей части. 

4. Не разговаривай по телефону! Это отвлекает твое внимание, а резкое торможение одной рукой приводит к падению. 

5. Включи свет! При движении в темное время суток велосипедист должен быть обозначен белым фонарем спереди и красным сзади. 

6. Тормози и поворачивай плавно! Предупреждая остальных специальными жестами: 
- для указания поворота отведи руку, соответствующую направлению поворота, горизонтально в сторону; 
- перед тем как снизить скорость, подними руку вертикально вверх; 
- если видишь перед собой на дороге препятствие (открытый люк, выбоина), объезжая, обязательно укажи на него рукой; 
- жесты можно дублировать голосом, громко произнося «Стоп!», «Внимание!», «Осторожно!» и т.д.; 
- всегда следи за жестами окружающих, особенно тех, кто движется впереди. 
7. Понты оставь дома! Прыжки, езда на заднем колесе, дрифт и прочие выкрутасы здесь не уместны и не безопасны для окружающих тебя людей. 


По характеру обязанностей опытные участники похода разделяются таким образом:

1. Направляющие:
- задают необходимую скорость колонны, которая позволит одинаково комфортно двигаться участникам колонны с разной физической подготовкой; 
- контролируют скорость на спусках, понижая ее во избежание «завалов»; 
- «придерживают» колонну после затяжного подъема, дожидаясь замыкающих; 
- следят за тем, чтобы участники колонны не обгоняли направляющего 
- предупреждает колонну о приближающихся препятствиях. 

2. Замыкающие:
- контролируют хвост колонны, следят за тем, чтобы колонна сильно не растягивалась и не разрывалась, при наличии радиосвязи с направляющими могут корректировать скорость колонны; 
- при отставании или остановке отдельных участников выясняют причины, при необходимости «придерживают» колонну либо выделяют участника для оказания технической, медицинской или иной помощи (замыкающие не покидаю колонну до финиша).

Москвские велодорожки:

  На Воробьёвых горах (у станции метро Воробьёвы горы), велотрек на Крылатских Холмах, велодорожка в парке Покровское-Глебово, велодорожка на дублере Проспекта Вернадского (между станциями метро Университет и Проспект Вернадского), велодорожка на Лужнецкой набережной, велодорожка Капотня-Марьино (через Марьинский парк). Самая длинная велодорожка — от Музеона до Парка Победы, 16 километров.

Велодорожка_вдоль_реки_Городня_в_Зябликово














Велодорожка вдоль реки Городня в районе Зябликово в Москве.



Дорожные знаки:

 600px-Zeichen_237.svg.png  

       

  


   Велосипедная дорожка  

   

2527212.png





    



       Дорожка для пешеходов и велосипедистов



 30331_html_483cb64f.jpg




Движение на велосипедах запрещено


1.24_Russian_road_sign.svg.png


   

    Пересечение с велосипедной дорожкой



5.1_Russian_road_sign.svg.png

     




              Автомагистраль


5.2_Russian_road_sign.svg.png 





             Окончание автомагистрали

5.3_Russian_road_sign.svg.png   





             Дорога для автомобилей


5.33_(Road_sing).gif



   


    Пешеходная зона


3.1_Russian_road_sign.svg.png




            Въезд запрещён


3.2_Russian_road_sign.svg.png




   Движение запрещено



4.5.1_Russian_road_sign.svg.png




  Пешеходная дорожка



Bicycle_Traffic_Light.jpg  


    

      


         Светофоры для велосипедистов


168914.jpg





Возврат к списку