"По следам Димитрия Донского" сентябрь 2010

Краткий отчет: 26 сентября младший отряд московских Вестников благополучно проследовал «По следам Дмитрия Донского». Историко-краеведческая поездка была посвящена 630-ой годовщине победы на Куликовом поле. Мы прошли по пути дружины Великого московского князя и русского святого благоверного Димитрия Донского от Москвы до Девичьего поля, что под Коломной. История сохранила многочисленные следы этого события…

Итогом экспедиционной паломнической поездки станет исследовательский проект  «Памятники Куликовской победы на Московской земле».

Методическое описание экспедиции

Цели и задачи экспедиции:

  1. Способствовать погружению детей в отечественное историко-культурное наследие.
  2. Дать «живое» представление о решающем событии русской истории − победе на Куликовом поле и предшествующему ей смотру русских дружин на берегах Оки.
  3. Проследить путь Дмитрия Донского от Москвы до Коломны.
  4. Формировать представление о традициях памяти в русской православной культуре.
  5. Формировать у детей навыки работы с картой.
Программа рассчитана на детей 5-6 классов.

Оборудование:

1. Программа экспедиции.

2. Исследовательские задания.

3. Полевые дневники.

4. Призы.

Маршрут экспедиции:

1. Николо-Угрешский монастырь.

Монастырь основан в 1380 г. Дмитрием Донским на месте чудесного явления иконы Святителя Николая.

2. Бобренев монастырь.

Памятник победы на Куликовом поле. Строительство монастыря связано с именем Боброка-Волынского, Одного из полководцев св. Димитрия Донского.

3. Коломенский кремль.

Стены и башни кремля, Соборная площадь, Успенский собор, построенный по указу Дмитрия Донского в честь побед русского оружия над татаро-монгольским игом.

4. Девичье поле.

Именно здесь 630 лет назад русские воины из разных княжеств давали клятву московскому князю Дмитрию на верность в предстоящем сражении на Куликовом поле.

Краеведческая поездкаБашня крепостной стены

Ход работы:

Дети занимают передние места в автобусе, сопровождающие взрослые садятся на задние места. Участники экспедиции делятся на две равные по силам команды, занимающие два ряда кресел по обе стороны прохода. Каждую команду должен курировать взрослый наставник.

Участники получают исследовательские задания и листы для «путевых заметок», которые вкладывают в полевой дневник.

Краеведческая работа

Задачи участников:

1. Придумать название команды, соответствующее теме исследования.

2. В течение поездки записать основные факты и события темы исследования в виде вопросов для другой команды.

3. На территории Николо-Угрешского монастыря найти место, где было явление иконы Николая Чудотворца Дмитрию Донскому и которое послужило началом основания Угрешской обители.

4. Зафиксировать все значимые надписи и изображения на исторических объектах (слова, написанные на памятниках, на стенах кремля, надвратная икона на Пятницких воротах и т. д.).

5. Выполнить краеведческие задания, которые предполагают: ориентирование по карте от Москвы до Куликова поля; поиск объектов, указанных на схеме Коломенского кремля; осмысление традиций увековечения памяти в русской культуре.

6. Ответить на вопросы викторины, составленные на основе вопросов другой команды. Незафиксированные, но важные для исследования вопросы учитель добавляет сам.

Учитель разъясняет детям, что от них требуется и только убедившись, что его поняли правильно, начинает рассказ.

Материалы для учителя:

Об историческом значении Девичьего поля.

Победа 8(21) сентября в день Рождества Богородицы на поле Куликовом закладывалась на поле Девичьем. Полки здесь были поставлены так, как по замыслу Великого Князя должны были расположиться на поле брани. Каждый ратник узнал своё место и увидел своего руководителя. Девичьего поле - это поле, "где замерла вражда" между русскими княжествами, поле примирения и объединения.

Понимали Дмитрий Донской и Сергий Радонежский ключевую роль Коломны, собирая воедино на Девичьем поле дружины русских князей, забывших о распрях перед Мамаевым побоищем. Общенациональное значение Куликовской битвы образно отобразил Лев Николаевич Гумилёв, отметив, что на сражение "Этническое значение происшедшего в 1380 году на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность - Московская Русь - стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения". (Л.Гумилёв "От Руси до России", М., 1996).

На заключительном этапе, в качестве закрепления полученных знаний в автобусе проводится историческая викторина. Каждый правильный ответ отмечается карточкой. Количество собранных карточек приносит соответствующее число баллов команде. Подводятся итоги выполнения краеведческих заданий, каждый правильный ответ приносит 1 балл участнику. Оценивается качество составленных вопросов. Подводится общий итог по командам.

К награждению памятными призами представляются:

  1. Команда, занявшая I место по итогам выполнения всех экспедиционных заданий.
  2. I, II и III место в личном первенстве по выполнению краеведческих заданий.
  3. I, II и III место в личном первенстве по итогам викторины с учетом составления вопросов.
  4. Наиболее активные участники.
Рисунок3.jpg





Возврат к списку