Ребенок и компьютерная игра
Некоторые могут сразу возразить, апеллируя к тому, что компьютерные игры способствуют развитию ребёнка. «Развивающий характер» компьютерных игр — очередной миф, внедряющийся в сознание. Что развивают эти игры? Скорость реакции, внимание? Да. А какое отношение это имеет к целям воспитания? Конечно, если мы сводим воспитание к развитию психических процессов, то компьютер вполне этому соответствует. Тогда не ропщите, если на выходе получите соответствующий «продукт» с развитой скоростью реакции. Когда же цель воспитания понимается как взращивание душевной зрелости, что предполагает развитие у ребёнка способности бороться со злом в себе, чтобы стать лучше, причём здесь скорость реакции?
Речь идёт, конечно, не об умалении достоинств компьютера, который действительно является удобным и теперь уже необходимым в нашей жизни. Нет, речь идёт о злоупотреблении, о превращении инструмента, технического средства в предмет зависимости и пристрастия.
Тема эта известна тем родителям, которые уже озабочены компьютерной зависимостью своих подрастающих детей. Поэтому особо я обращаюсь к родителям, дети которых ещё не дошли до этого. Зависимость от какого-либо предмета страсти (в частности, от компьютера) называется аддитивным синдромом. Что происходит при этом? Каковы последствия этого «безобидного» увлечения? Не буду останавливаться на клинических случаях компьютерной зависимости (ухудшении зрения, общего физического развития, вегетососудистой дистонии). Кстати, известен случай инсульта и смерти 12-летнего мальчика, переигравшего в компьютер, а в Китае даже создана клиника для лечения компьютерной зависимости. Поговорим о психологических особенностях данного явления. Для этого рассмотрим компьютерные игры в контексте сравнения их с сюжетно-ролевыми играми детей.
Игра – акт творения!
В сюжетно-ролевой игре ребёнок воображает ситуацию и разыгрывает её. В роли разворачивается воплощение идеальных представлений ребёнка. Так развивается идеальный, или внутренний, мир ребёнка — способности ставить цели (цель — это идеальный образ будущего), планировать, представлять ход игры и сюжетных ситуаций. Но главное в игре — это то, что ребёнок совершает действия по материальному воплощению задуманного. Это — акт творения!!! Описанные способности определяют последующее развитие ребёнка, его подготовку к школе, не говоря уже о том, что именно в игре отрабатываются навыки человеческого общения, взаимопонимания, уступок, умения разрешать конфликтные ситуации и т. д.
Что собой представляет виртуальный мир? Чем он отличается от мира ролевой игры, где идеальные образы превращаются в материальные действия и поступки?
Виртуальный мир — это тоже мир образов. Однако виртуальные образы не создаются самим ребёнком, а задаются (или навязываются) извне. Следовательно, их не надо задумывать, изображать, воплощать. В виртуальном мире этого нет — нет действий по материальному воплощению. Зато есть иллюзия всемогущества, когда достаточно нажать на кнопку — и можно «сделать», «совершить», «свершить» и т. п.
Дело в том, что образы как продукты воображения возникают в результате самостоятельной активности, т. е. сами создаются: определил цель, задумал план действий, воплотил. Их воплощение осуществляется самостоятельно и требует усилий, стараний, творчества, умения соотносить свои действия с действиями других. Эти образы всегда соответствуют желаниям и возможностям ребёнка.
В виртуальном мире образы не надо рождать, они уже готовы и могут не соответствовать ребёнку, его особенностям, возрасту и т. д. Виртуальные образы не надо воплощать, ими можно только манипулировать! Кстати, манипулирование — характерное свойство того, кто хочет властвовать и подчинять своей воле волю других, — этому успешно учатся дети, играя в «безобидные» компьютерные игры.
Особенностью виртуальных образов является их притягательность — яркость и динамизм, которые возбуждают ребёнка и порождают зависимость, проявляющуюся в неуёмном желании развлечения. Даже если это безобидные бытовые игры, где, нажимая на кнопки, можно приготовить обед: взять тёрку и морковку и «натереть» её на экране. Всё это, к сожалению, не развивает трудолюбие и моторику, не заменяет реальную помощь маме или игру в дочки-матери, где «мама» не просто готовит обед, а заботится о «детях», проявляя своё отношение к ним в виде ласки и порицания, доброты и заботы.
Ребёнок приучается нажимать на кнопки, а не совершать поступки. Идёт подмена живой реальности. Это может тормозить и даже подавлять освоение ролевой игры. Ребёнок, не освоивший ролевой игры, впоследствии будет испытывать различные трудности в общении.
Что уже говорить о жестоких играх, когда ребёнок перестаёт ощущать жестокость как жестокость, — он столько раз виртуально убивал, что вынужден охладить своё сердце. Заражение жестокой информацией от медиума называется нравственной инфекцией или «информационным заражением». В виртуальном мире, мире отсутствия самостоятельного выбора и самостоятельных усилий, нет главного — нет созидания, акта творческого, материального воплощения.
Можно ли уберечь ребенка от компьютера?
Отчаявшийся читатель может сказать, что мы живём в такое время, когда трудно уберечь ребёнка от компьютера. Трудно, но можно.
Можно, если, во-первых, родители единодушно понимают последствия этого увлечения.
Во-вторых, если есть понимание того, что компьютер — вещь, конечно, очень удобная, но всё-таки лучше, чтобы он нам служил, а не мы ему.
В-третьих, должна быть альтернатива в виде полноценной, здоровой, активной жизни семьи, где стараются жить в атмосфере тепла, взаимопонимания и духовного единения.
Не усаживайте вашего ребёнка за компьютерные игры, какими бы «хорошими» они ни были, как бы ни просил вас ребёнок об этом. Компьютер может вытеснить ролевую игру, в которой формируются навыки общения, взаимопонимания и многое другое, чего не может дать компьютер.
Одними из самых естественных, органичных природе детей форм игры являются игры с природным материалом, простые продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, рукоделие, изготовление поделок. Сколько радости может получить ребёнок от этого! И эта радость творчества, созидания делает его творцом. Соединяясь с природой через палочки, сучки, шишки, песок, глину ребёнок получает силу и энергию самой жизни, в отличие от взаимодействия с мёртвыми компьютерными образами.
Недавно я побывала в гостях у одной молодой пары, воспитывающей сына 3,5 лет. Картина типична: родители заняты работой, делами по дому, другими житейскими проблемами. Весь фокус внимания на этом. Ребёнка нужно занять или «нейтрализовать». Ему включают телевизор, где мелькают рисованные фигуры, откуда доносятся крики разборок, музыка. Родителям удобно, так как они знают наверняка, что ребёнок надёжно «прикован»: он не будет им мешать вопросами, вознёй, — да и убирать потом не надо (с природным материалом столько мусора!) и т. д. Периодически орёт реклама. Впечатление такое, что никто по-настоящему не понимает, что происходит. Проходит минут 40, ребёнку надоедает телевизор, он вытаскивает из ящика игрушечный паровозик с вагончиком и машинистом и начинает катать. Однако телевизионное действо не умолкает и требует к себе внимания. Ребёнок перед выбором: он ещё не отпустил паровоз, но телевизор «выхватывает» дитя из игровой ситуации и заставляет тупо смотреть на движущиеся картинки. Родители совершенно не понимают смысла этой будничной, привычной ситуации, не понимают, что плохого в том, что ребёнок в «лошадиных» дозах принимает неизвестно какого содержания продукцию, которая становится частью его внутреннего мира и вытесняет многое из того, чем он должен был бы заниматься.
Я думаю, что если бы мама не включала телевизор, а положила бы перед ребёнком карандаши, альбом или книжку-раскраску, либо пластилин, либо набор неопределённых предметов, либо конструктор, либо игрушки для сюжетной игры, либо… (список можете дополнить сами), то тем самым она невольно создала бы условия для возникновения игры или продуктивных видов деятельности, которые развивают моторику, изобретательность, умение ставить цели и планировать, волю, познавательный интерес, т. е. все навыки и способности, необходимые для обучения в школе.
И главный принцип, которым нужно руководствоваться, заключается в том, что всё должно служить на пользу, а не во вред — игры и игрушки не являются исключением. Поэтому, прежде чем усаживать ребёнка за компьютер или телевизор, подумайте, не вытеснит ли он игру и не породит ли зависимость. Воспитывает всё, что окружает ребёнка: люди, игрушки, образ жизни, поведение и поступки. Процесс этот невидимый и длительный, зато результат зримый и гораздо более серьёзный, чем «безобидные» игры и игрушки.
Коган Ирина Михайловна
Кандидат психологических наук, психолог-консультант медицинского информационно-консультативного центра "Здоровье".
Речь идёт, конечно, не об умалении достоинств компьютера, который действительно является удобным и теперь уже необходимым в нашей жизни. Нет, речь идёт о злоупотреблении, о превращении инструмента, технического средства в предмет зависимости и пристрастия.
Тема эта известна тем родителям, которые уже озабочены компьютерной зависимостью своих подрастающих детей. Поэтому особо я обращаюсь к родителям, дети которых ещё не дошли до этого. Зависимость от какого-либо предмета страсти (в частности, от компьютера) называется аддитивным синдромом. Что происходит при этом? Каковы последствия этого «безобидного» увлечения? Не буду останавливаться на клинических случаях компьютерной зависимости (ухудшении зрения, общего физического развития, вегетососудистой дистонии). Кстати, известен случай инсульта и смерти 12-летнего мальчика, переигравшего в компьютер, а в Китае даже создана клиника для лечения компьютерной зависимости. Поговорим о психологических особенностях данного явления. Для этого рассмотрим компьютерные игры в контексте сравнения их с сюжетно-ролевыми играми детей.
Игра – акт творения!
В сюжетно-ролевой игре ребёнок воображает ситуацию и разыгрывает её. В роли разворачивается воплощение идеальных представлений ребёнка. Так развивается идеальный, или внутренний, мир ребёнка — способности ставить цели (цель — это идеальный образ будущего), планировать, представлять ход игры и сюжетных ситуаций. Но главное в игре — это то, что ребёнок совершает действия по материальному воплощению задуманного. Это — акт творения!!! Описанные способности определяют последующее развитие ребёнка, его подготовку к школе, не говоря уже о том, что именно в игре отрабатываются навыки человеческого общения, взаимопонимания, уступок, умения разрешать конфликтные ситуации и т. д.
Что собой представляет виртуальный мир? Чем он отличается от мира ролевой игры, где идеальные образы превращаются в материальные действия и поступки?
Виртуальный мир — это тоже мир образов. Однако виртуальные образы не создаются самим ребёнком, а задаются (или навязываются) извне. Следовательно, их не надо задумывать, изображать, воплощать. В виртуальном мире этого нет — нет действий по материальному воплощению. Зато есть иллюзия всемогущества, когда достаточно нажать на кнопку — и можно «сделать», «совершить», «свершить» и т. п.
Дело в том, что образы как продукты воображения возникают в результате самостоятельной активности, т. е. сами создаются: определил цель, задумал план действий, воплотил. Их воплощение осуществляется самостоятельно и требует усилий, стараний, творчества, умения соотносить свои действия с действиями других. Эти образы всегда соответствуют желаниям и возможностям ребёнка.
В виртуальном мире образы не надо рождать, они уже готовы и могут не соответствовать ребёнку, его особенностям, возрасту и т. д. Виртуальные образы не надо воплощать, ими можно только манипулировать! Кстати, манипулирование — характерное свойство того, кто хочет властвовать и подчинять своей воле волю других, — этому успешно учатся дети, играя в «безобидные» компьютерные игры.
Особенностью виртуальных образов является их притягательность — яркость и динамизм, которые возбуждают ребёнка и порождают зависимость, проявляющуюся в неуёмном желании развлечения. Даже если это безобидные бытовые игры, где, нажимая на кнопки, можно приготовить обед: взять тёрку и морковку и «натереть» её на экране. Всё это, к сожалению, не развивает трудолюбие и моторику, не заменяет реальную помощь маме или игру в дочки-матери, где «мама» не просто готовит обед, а заботится о «детях», проявляя своё отношение к ним в виде ласки и порицания, доброты и заботы.
Ребёнок приучается нажимать на кнопки, а не совершать поступки. Идёт подмена живой реальности. Это может тормозить и даже подавлять освоение ролевой игры. Ребёнок, не освоивший ролевой игры, впоследствии будет испытывать различные трудности в общении.
Что уже говорить о жестоких играх, когда ребёнок перестаёт ощущать жестокость как жестокость, — он столько раз виртуально убивал, что вынужден охладить своё сердце. Заражение жестокой информацией от медиума называется нравственной инфекцией или «информационным заражением». В виртуальном мире, мире отсутствия самостоятельного выбора и самостоятельных усилий, нет главного — нет созидания, акта творческого, материального воплощения.
Можно ли уберечь ребенка от компьютера?
Отчаявшийся читатель может сказать, что мы живём в такое время, когда трудно уберечь ребёнка от компьютера. Трудно, но можно.
Можно, если, во-первых, родители единодушно понимают последствия этого увлечения.
Во-вторых, если есть понимание того, что компьютер — вещь, конечно, очень удобная, но всё-таки лучше, чтобы он нам служил, а не мы ему.
В-третьих, должна быть альтернатива в виде полноценной, здоровой, активной жизни семьи, где стараются жить в атмосфере тепла, взаимопонимания и духовного единения.
Не усаживайте вашего ребёнка за компьютерные игры, какими бы «хорошими» они ни были, как бы ни просил вас ребёнок об этом. Компьютер может вытеснить ролевую игру, в которой формируются навыки общения, взаимопонимания и многое другое, чего не может дать компьютер.
Одними из самых естественных, органичных природе детей форм игры являются игры с природным материалом, простые продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, рукоделие, изготовление поделок. Сколько радости может получить ребёнок от этого! И эта радость творчества, созидания делает его творцом. Соединяясь с природой через палочки, сучки, шишки, песок, глину ребёнок получает силу и энергию самой жизни, в отличие от взаимодействия с мёртвыми компьютерными образами.
Недавно я побывала в гостях у одной молодой пары, воспитывающей сына 3,5 лет. Картина типична: родители заняты работой, делами по дому, другими житейскими проблемами. Весь фокус внимания на этом. Ребёнка нужно занять или «нейтрализовать». Ему включают телевизор, где мелькают рисованные фигуры, откуда доносятся крики разборок, музыка. Родителям удобно, так как они знают наверняка, что ребёнок надёжно «прикован»: он не будет им мешать вопросами, вознёй, — да и убирать потом не надо (с природным материалом столько мусора!) и т. д. Периодически орёт реклама. Впечатление такое, что никто по-настоящему не понимает, что происходит. Проходит минут 40, ребёнку надоедает телевизор, он вытаскивает из ящика игрушечный паровозик с вагончиком и машинистом и начинает катать. Однако телевизионное действо не умолкает и требует к себе внимания. Ребёнок перед выбором: он ещё не отпустил паровоз, но телевизор «выхватывает» дитя из игровой ситуации и заставляет тупо смотреть на движущиеся картинки. Родители совершенно не понимают смысла этой будничной, привычной ситуации, не понимают, что плохого в том, что ребёнок в «лошадиных» дозах принимает неизвестно какого содержания продукцию, которая становится частью его внутреннего мира и вытесняет многое из того, чем он должен был бы заниматься.
Я думаю, что если бы мама не включала телевизор, а положила бы перед ребёнком карандаши, альбом или книжку-раскраску, либо пластилин, либо набор неопределённых предметов, либо конструктор, либо игрушки для сюжетной игры, либо… (список можете дополнить сами), то тем самым она невольно создала бы условия для возникновения игры или продуктивных видов деятельности, которые развивают моторику, изобретательность, умение ставить цели и планировать, волю, познавательный интерес, т. е. все навыки и способности, необходимые для обучения в школе.
И главный принцип, которым нужно руководствоваться, заключается в том, что всё должно служить на пользу, а не во вред — игры и игрушки не являются исключением. Поэтому, прежде чем усаживать ребёнка за компьютер или телевизор, подумайте, не вытеснит ли он игру и не породит ли зависимость. Воспитывает всё, что окружает ребёнка: люди, игрушки, образ жизни, поведение и поступки. Процесс этот невидимый и длительный, зато результат зримый и гораздо более серьёзный, чем «безобидные» игры и игрушки.
Коган Ирина Михайловна
Кандидат психологических наук, психолог-консультант медицинского информационно-консультативного центра "Здоровье".