Итоги ХV Всероссийского конкурса по историко-церковному краеведению
Очный тур ХV Всероссийского конкурса прошел в Москве 13, 14 мая 2022 года
Фотографии
14 мая завершил свою работу ХV Всероссийский конкурс по историко-церковному краеведению, который проходит в рамках Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Сегодня возраст конкурса совпадает со средним возрастом его участников, авторов исследовательских и проектных работ. В Конкурсе приняли участие школьники из Московской, Воронежской, Белгородской, Саратовской, Курской, Оренбургской областей, Якутии, Краснодарского края, Республика Марий Эл. Дети познают мир за страницами школьных учебников, осваивая научные методы исследования и начинают с самого важного простого близкого – истории своего края, своей семьи, своего прихода, местных святынь и традиций.
Совсем не случайно, а волею Судьбы, ХV конкурс проводится в стенах Университетской гимназии, без которой Университет, по словам М. В. Ломоносова, «как пашня без семян». Короткое приветствие директора гимназии Александра Владимировича Леонтовича и молебен «на всякое доброе дело» положили начало стендовой защите работ юных авторов.
Диалогу ученых и школьников способствует формат стендовой защиты, которая традиционно проходила одновременно в трех секциях – «Нравственный идеал и православные традиции России», «Святыни в русской православной культуре», «Проектно-исследовательские работы».
Каждый участник стал не только докладчиком, но и экспертом Юношеской комиссии, оценив работы других ребят. Подобный обмен опытом является одной из задач Конкурса.
В традиции Конкурса проведение Методического семинара с научными руководителями исследовательских работ. Доклад доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента В. И. Слободчикова вызвал бурную дискуссию среди педагогов, рассказавших о своем уникальном опыте работы с детьми. Семинар прошел как интереснейший диалог единомышленников, которые обсудили вопросы, связанные с поиском решения проблем в современном образовательном пространстве.
Гостеприимная гимназия Московского университета не только приняла юных авторов научных работ, но и задала тему очного тура Конкурса. Этой темой стала история Московского университета и традиции академического образования. Участники посетили Музей истории МГУ, отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки, Университетский храм Св. мученицы Татьяны, территорию МГУ на Воробьевых горах и Научно-учебный Музей землеведения МГУ на 31 этаже Главного здания.
На этом закончился этап «сбора материала» для образовательной проектной игры, и началась работа над новым блиц-исследованием. Руководители участвовали в этом «мозговом штурме» в привычном для них качестве, им нужно было помочь четырем командам детей разного возраста за час выбрать и сформулировать рабочее название, цели, задачи и методы возможной научной работы, спланировать исследование. На основе материалов, полученных в музеях, было представлено четыре темы:
1. Традиции студенческой жизни Московского университета вчера и сегодня.
2. Вклад студентов и преподавателей МГУ в победу в Великой Отечественной войне.
3. «Всякое добро происходит от просвещенного разума!»: вклад М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова в создание МГУ.
4. Московский университет – государство в государстве.
Пока дети изучали архитектурные особенности Главного здания МГУ, руководители осваивали окрестную территорию, чтобы потом представить картину университетского мира, отраженную в архитектуре и памятниках, расположенных на территории МГУ.
Результатом этой совместной деятельности стали стендовые доклады и карта территории МГУ с проектами возможных экскурсионных маршрутов. Несколько независимо разработанных секторов соединились в силуэт Университетской высотки. Участники игры получили уникальный опыт взаимодействия в команде взрослых и детей, сложившейся за очень короткий отрезок времени.
За 15 лет мы приобрели много друзей – учителей, которые из года в год привозят своих воспитанников с новыми исследованиями. Погружение в атмосферу научного и духовного поиска приводит к новым и новым открытиям. Мы надеемся, что опыт проведения Конкурса и его традиции будут развиваться и станут основанием для проведения региональных этапов Конкурса, что позволит расширить круг участников и привлечет молодых педагогов к краеведческой деятельности.
Секция 1. Нравственный идеал и православные традиции России
Сергиенко Анастасия
22002 Судьба моего прапрадеда Тельминова Сергея Павловича как страница военной истории России начала ХХ века
Руководитель – Дебелая Светлана Петровна
Белгородская область
Иванова Ирина
22018 Наставник духовного юношества (Протоиерей Иоанн Соколов. 1840-1902 гг.)
Руководитель – Михайлова Маргарита Михайловна
Республика Марий Эл
Малахова Юлия, Тимофеев Максим, Грицай Михаил
22021 Рубеж. Исследование событий ноября-декабря 1941 года на южном фланге 33-й армии под Наро-Фоминском
Руководитель – Григорян Юлия Икаровна
МО Селятино
_______________________________________________________________
Секция 2. Святыни в русской православной культуре
Шалаева Анжелика
22037 Куда ведёт забытая тропа
Руководитель – Балакина Юлия Алексеевна
Ярославская область
_________________________________________________________________
Секция 3. Проектные работы по историко-церковному краеведению
Горбатенко Елизавета, Егорова Лада, Лукьяненко Вячеслав, Марусова Екатерина
22044 Главная высота. Разработка и проведение игры "Главная высота России"
Руководитель – Берсенева Татьяна Валентиновна
Волгоград
Гаврилишка Сергей, Кузуб Ярослав
22050 Роль Подлипичья в битве под Москвой
Руководитель – Ширшов Сергей Викторович
МО Дмитров
Положение 2022.doc [80 КБ]
Приложение 1. Рекомендации по написанию исслед работ.doc [47 КБ]
Приложение 2. Рекомендации по написанию проектных работ.doc [41 КБ]
Приложение 3. Методические рекомендации руководителям учебно-исследовательских работ.doc [180 КБ]
Приложение 4. Методика проектов.doc [62 КБ]
Приложение 5. Рекомендации по выявлению и использованию архивных документов.doc [135 КБ]