Итоги ХV Всероссийского конкурса по историко-церковному краеведению

Итоги ХV Всероссийского конкурса по историко-церковному краеведению

Очный тур ХV Всероссийского конкурса прошел в Москве 13, 14 мая 2022 года
Фотографии

14 мая завершил свою работу ХV Всероссийский конкурс по историко-церковному краеведению, который проходит в рамках Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Сегодня возраст конкурса совпадает со средним возрастом его участников, авторов исследовательских и проектных работ. В Конкурсе приняли участие школьники из Московской, Воронежской, Белгородской, Саратовской, Курской, Оренбургской областей, Якутии, Краснодарского края, Республика Марий Эл. Дети познают мир за страницами школьных учебников, осваивая научные методы исследования и начинают с самого важного простого близкого – истории своего края, своей семьи, своего прихода, местных святынь и традиций.

Совсем не случайно, а волею Судьбы, ХV конкурс проводится в стенах Университетской гимназии, без которой Университет, по словам М. В. Ломоносова, «как пашня без семян». Короткое приветствие директора гимназии Александра Владимировича Леонтовича и молебен «на всякое доброе дело» положили начало стендовой защите работ юных авторов.

Диалогу ученых и школьников способствует формат стендовой защиты, которая традиционно проходила одновременно в трех секциях – «Нравственный идеал и православные традиции России», «Святыни в русской православной культуре», «Проектно-исследовательские работы».

Каждый участник стал не только докладчиком, но и экспертом Юношеской комиссии, оценив работы других ребят. Подобный обмен опытом является одной из задач Конкурса.

В традиции Конкурса проведение Методического семинара с научными руководителями исследовательских работ. Доклад доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента В. И. Слободчикова вызвал бурную дискуссию среди педагогов, рассказавших о своем уникальном опыте работы с детьми. Семинар прошел как интереснейший диалог единомышленников, которые обсудили вопросы, связанные с поиском решения проблем в современном образовательном пространстве.

Гостеприимная гимназия Московского университета не только приняла юных авторов научных работ, но и задала тему очного тура Конкурса. Этой темой стала история Московского университета и традиции академического образования. Участники посетили Музей истории МГУ, отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки, Университетский храм Св. мученицы Татьяны, территорию МГУ на Воробьевых горах и Научно-учебный Музей землеведения МГУ на 31 этаже Главного здания.

На этом закончился этап «сбора материала» для образовательной проектной игры, и началась работа над новым блиц-исследованием. Руководители участвовали в этом «мозговом штурме» в привычном для них качестве, им нужно было помочь четырем командам детей разного возраста за час выбрать и сформулировать рабочее название, цели, задачи и методы возможной научной работы, спланировать исследование. На основе материалов, полученных в музеях, было представлено четыре темы:

1.     Традиции студенческой жизни Московского университета вчера и сегодня.

2.     Вклад студентов и преподавателей МГУ в победу в Великой Отечественной войне.

3.     «Всякое добро происходит от просвещенного разума!»: вклад М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова в создание МГУ.

4.     Московский университет – государство в государстве.

Пока дети изучали архитектурные особенности Главного здания МГУ, руководители осваивали окрестную территорию, чтобы потом представить картину университетского мира, отраженную в архитектуре и памятниках, расположенных на территории МГУ.

Результатом этой совместной деятельности стали стендовые доклады и карта территории МГУ с проектами возможных экскурсионных маршрутов. Несколько независимо разработанных секторов соединились в силуэт Университетской высотки. Участники игры получили уникальный опыт взаимодействия в команде взрослых и детей, сложившейся за очень короткий отрезок времени.

За 15 лет мы приобрели много друзей – учителей, которые из года в год привозят своих воспитанников с новыми исследованиями. Погружение в атмосферу научного и духовного поиска приводит к новым и новым открытиям. Мы надеемся, что опыт проведения Конкурса и его традиции будут развиваться и станут основанием для проведения региональных этапов Конкурса, что позволит расширить круг участников и привлечет молодых педагогов к краеведческой деятельности.


ЛАУРЕАТЫ ХV ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ЮНОШЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ПО ИСТОРИКО-ЦЕРКОВНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

Секция 1. Нравственный идеал и православные традиции России

Сергиенко Анастасия

22002 Судьба моего прапрадеда Тельминова Сергея Павловича как страница военной истории России начала ХХ века           

Руководитель – Дебелая Светлана Петровна

Белгородская область

Иванова Ирина

22018  Наставник духовного юношества (Протоиерей Иоанн Соколов. 1840-1902 гг.)

Руководитель – Михайлова Маргарита Михайловна

Республика Марий Эл

Малахова Юлия, Тимофеев Максим, Грицай Михаил

22021 Рубеж. Исследование событий ноября-декабря 1941 года на южном фланге 33-й армии под Наро-Фоминском

Руководитель – Григорян Юлия Икаровна

МО Селятино

_______________________________________________________________

Секция 2. Святыни в русской православной культуре

Шалаева Анжелика  

22037 Куда ведёт забытая тропа

Руководитель – Балакина Юлия Алексеевна

Ярославская область

_________________________________________________________________

Секция 3. Проектные работы по историко-церковному краеведению

Горбатенко Елизавета, Егорова Лада, Лукьяненко Вячеслав, Марусова Екатерина

22044 Главная высота. Разработка и проведение игры "Главная высота России"

Руководитель – Берсенева Татьяна Валентиновна

Волгоград

Гаврилишка Сергей, Кузуб Ярослав

22050 Роль Подлипичья в битве под Москвой

Руководитель – Ширшов Сергей Викторович

МО Дмитров


Оргкомитет Конкурса:                       8-903-172-50-99;     8-915-292-63-59
                                                                                   xiiikonkurs@gmail.com 








Возврат к списку